Алексей Рыбников. Гений и авантюрист

Если бы Алексей Рыбников создал только «Юнону и Авось» — этого было бы вполне достаточно, чтобы навечно вписать свое имя в клан небожителей.

Композитор только кажется таинственным – на самом деле он открытый, много интервью, он даже книгу о себе написал. Казалось бы, вот, бери и рассказывай. Но все не так просто, Алексей Рыбников – это огромный мир, яркий, разноплановый и оригинальный.

Он Вундеркинд. Самый настоящий. В восемь лет сочинял фортепианные пьесы, а в одиннадцать – балет «Кот в сапогах». Отец Алексея Львовича, музыкант-скрипач, показал работы сына Араму Хачатуряну. Арам Ильич сразу взял Рыбникова в свой класс, став его учителем на долгие годы, в школе и в консерватории. Хачатурян высоко ценил молодого композитора. Рыбников закончил консерваторию с красным дипломом.

Придумывание – штука заразная. Начав, уже невозможно остановиться. Рыбников был молод и полон решимости в том, что впереди у него много замечательной музыки. Его музыки.

Сначала музыка для кино была просто для заработка. А потом стало интересно. Будучи блестящим мелодистом, Рыбников писал произведения к самым разным фильмам – «Приключения Буратино», «Через тернии к звездам», «Вам и не снилось». Да, да, там самая «Последняя поэма» на стихи Рабиндраната Тагора. Рыбников всегда внимателен к тому, что пишет – будь то кино или мультик.

Что подтолкнуло выпускника консерватории прийти в рок-музыку? Да то самое эпохальное событие 70-х – премьера рок-оперы Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда». Уэббер совместил несовместимое – академическую музыку и рок. Это произведение в СССР не слушал только ленивый. Конечно нелегально. Послушал и Рыбников.

В Советском Союзе чтобы делать то, что хочется, нужна смелость. Так родилась «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». Рок-опера о любви, о благородстве и об отмщении. Пластинка побила все рекорды популярности. Главные партии записали Геннадий Трофимов и Жанна Рождественская. В 1976 году рок-оперу наконец-то поставили в «Ленкоме», перед этим запретив аж 11 раз! А спустя семь лет был снят одноименный фильм.

«Юнона и Авось» вообще была авантюрой. Просто потому, что в СССР сделать спектакль, в котором главный герой — русский офицер, где со сцены звучат молитвы, а ария Богородицы – одна из ключевых, невозможно. Немыслимо.

Это был такой «прыжок веры». Прыгали все вместе – композитор Рыбников, поэт Андрей Вознесенский, режиссер Марк Захаров, постановщик танцев Владимир Васильев. На карту было поставлено все – контракты, престиж и спокойная жизнь. И премьера состоялась. Успех был ошеломительный.

Благодаря вмешательству Пьера Кардена «Юнону и Авось» увидели во Франции, Германии, Греции, США. Спектакль о Любви и о Боге – то, чего так не хватало в то время.

Путь художника тернист. Даже у такого, как Алексей Львович. Несмотря на признание, огромное количество написанных произведений для фильмов, концертов, симфонических оркестров, он всякий раз удивляет слушателей, создавая что-то качественно новое.

В начале 90-х на сцене поставлена музыкальная мистерия «Литургия оглашенных», сложное как в музыкальном, так и в постановочном плане произведение, уже не ограниченное идеологией. В 1999 году Алексей Рыбников осуществляет мечту детства – создает свой театр. В нем он заново ставит пьесы и пишет еще одну рок-оперу – «Война и мир».

В этом году Алексею Львовичу исполнилось 75 лет, и он по-прежнему полон идей и придумок. Композитор не хочет подчиняться какому-то «формату», политическим ситуациям или необходимостям. По-прежнему пишет музыку и для кино, и для серьезных симфонических оркестров. 75 – совсем не возраст. Впереди еще много работы.

Северный сфинкс. Рождество в Царском селе

Синяя птица. Dance_de_tenebres

Гроза. (из к/ф «Через тернии к звездам»)

Тема барона. (из т/ф «Тот самый Мюнхгаузен»)

Звезды. (из т/ф «Про Красную Шапочку»)

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *