«Бублички» сестер Бэрри

Очень давно, на Подоле в Киев-граде жил еврей-пекарь по фамилии Бейгельман. Фамилию он получил от предков – бубличников по профессии. Власть в Киеве постоянно менялась – то белые, то красные, то просто непонятного цвета, в общем один из сыновей еврея сбежал в поисках лучшей жизни.И в еврейском квартале Манхэттена встретил женщину, да там и обосновался.

Там, в Америке, у еврея Бейгельмана родились две внучки.В семье общались только на идиш.В этом квартале все говорили на идиш. Внучки были послушными, милыми и постоянно пели.

В доме музыки не было, поэтому пение сестер было семье в радость. Старшая, Клара, чтобы помочь родителям, пела в хоре.Позже и младшую сестру научила.И тогда мама решила показать Клару профессионалам студии еврейского радио в Нью-Йорке.

Клара спела песню «Бейгелах» — в переводе на русский —  «Бублички», и очень приглянулась музыканту Николаю Заславскому.И начались выступления на радио в программах для детей с простыми песенками. А потом Кларе составила компанию и сестра Минна.

Все было хорошо, вот только фамилия у сестер была ну совсем не американская. И вообще с такой фамилией им ничего в будущем не светило.Клара и Минна «американизировали» не только фамилию, но и имена. Так появились Клэр и Мирна Бэрри.

Сестры вовсю записывались на радио, когда их увидел шоумен Эд Салливан. Он и занялся превращением сестричек в профессиональных певиц.Салливан ввел сестер в мир джаза, познакомил с композитором Абрамом Эльштейном.Эльштейн заметил разницу в голосе сестер и предложил Клэр вести мелодию, а Мирне – создавать гармонию. Так родилось двухголосие сестер Бэрри, ставшее их визитной карточкой.

Репертуар сестер Бэрри в основном составляли песни на идиш, но музыка была с нотками джаза.Это смесь культур и такая музыка постепенно стала индивидуальностью для сестер Бэрри.У девушек практически не было образования, и голоса у них были совсем не как у «звезд», но очень приятные, хорошо гармонирующие.

На высоту сестер вывела песня «Тум-балалайка», которая неожиданно зазвучала не так, как на еврейских вечеринках.Звучание двух абсолютно противоположных голосов и аранжировки песен Эльштейном, сделали сестер невероятно популярными и в Америке, и во всем мире.

Эльштейн создавал для девушек «околоджазовые» аранжировки местечковых еврейских песен.Новое интересное звучание и темперамент Клэр и Мирны создавали впечатление абсолютной свободы импровизации.В огромный репертуар сестер входили песни на английском, арамейском, идиш, иврите, русском и испанском. В России эти песни считаются народными, а украшенные талантом сестер остаются популярными и по сей день.

Сестры Бэрри могли спеть и джаз, и соул.Но их творчество чаще относят к еврейскому поп-фолку, хотя все песни пропитаны джазовым драйвом.

Дуэт сестер Бэрри прекратил свое существование в 1976 году со смертью Мирны.Клэр вернулась на сцену только спустя 20 лет и ее концерты в Америке прошли с аншлагом.Певица выступала с разными исполнителями, и даже сочинила для внучки рэп-композицию на идише.

Клэр не стало в 2014 году в возрасте 94 лет. Она до последних дней сохраняла ясность рассудка и помнила слова всех песен, с которыми когда-то выступала.Именно благодаря сестрам, еврейские песни стали доступны и понятны не только еврейским слушателям.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Поделиться ссылкой:

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Отличная статья, спасибо! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *