Мелодии забытых лет. 30-е годы

Начать путешествие по волнам популярной музыки в нашей стране я решил с 30-х годов.Ведь именно в 30-е годы стали доступны для широких масс граммофоны и пластинки.Музыка вошла практически в каждый дом, появилось радио, а на танцплощадках играли оркестры.

В 30-е годы советское государство было закрытым от всего мира. Но, несмотря на это, популярная музыка почти не отличалась от заграничной: на волне был джаз.Причем творчество отечественных музыкантов было гораздо популярнее, чем американских.

Появление джаза в России связано с именем Валентина Парнаха. Именно он создал первый в РСФСР «Джаз-бенд».За образцы были взяты американская и немецкая танцевальная музыка, но уже тогда предпринимались попытки создания собственных джазовых произведений.

Конечно не обошлось без рабочей песни, но именно джаз привел к появлению оркестров – диксилендов. В СССР номером один стал оркестр «Теа-Джаз» Леонида Утесова.Сам Леонид Осипович обладал безусловной харизмой, что способствовало его невероятной популярности, да и музыка Исаака Дунаевского была достаточно духоподъемной и прилипчивой.Именно Леонид Утесов снялся в самом первом в истории музыки клипе на песню «Пароход» в 1939 году.

Ну а если мелодия попадала в популярный кинофильм – тогда точно известности не избежать.Кроме Дунаевского отметились братья Покрасс, Дмитрий Шостакович, Никита Боголюбов.

В 30-е годы, несмотря на усилия властей избежать веяний буржуазной культуры, народ все же предпочитал лирические песни различным патриотическим маршам.И конечно люди с удовольствием слушали романсы, танго и фокстроты. Но советская власть была чрезвычайно озабочена нравственностью своих граждан и даже был выпущен приказ с запрещением танго среди студентов.Максим Горький неистово клеймил джаз в газете «Правда», а Сергей Михалков и вовсе выдал всенародно известную фразу: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину предаст». Но джаз выжил.

Фокстрот также считался «вредной» музыкой.Танец даже назвали «новой порнографией» и правительство выпустило специальный документ, который запретил фокстрот,а заодно чарльстон, твист, ту-степ.

Но остановить всенародное увлечение новой музыкой и танцами было уже невозможно.Чиновники от партии были вынуждены сменить формулировку и «разрешить без злоупотребления» легкую музыку.Так в продаже стали появляться грампластинки с записями танго, фокстрота и джаза.

Легкая музыка 30-х годов – это явление уникальное, которое развивалось в абсолютной культурной изоляции.И тем не менее, музыканты показали всему миру, что могут играть джаз на мировом уровне.

Слушая эти произведения сегодня, трудно представить, как звучала эта совсем идеологически не выдержанная музыка в далекие 30-е, печально известные своими репрессиями.Наверное, это была надежда на гораздо лучшее будущее, дожить до которого многим слушателям этих пластинок не удалось…

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *