Ситцевое искусство

Митрофан Пятницкий называл народные песни «ситцевыми». Знаменитый собиратель русского фольклора и создал первый в России народный хор на профессиональной сцене.

Странные афиши, которые приглашали людей на концерт крестьянского хора, появились на улицах столицы 2 марта 1911 года. Этот день стал днем рождения знаменитого русского хора имени Пятницкого.

Выпускник духовной семинарии Митрофан Пятницкий мечтал стать оперным певцом. Но судьба определила иной путь – фольклориста-песенника. Для Пятницкого этот путь стал делом всей жизни.

Первый концерт хора прошел под несмолкаемые овации зрителей. Мир увидел подлинную красоту русской народной песни и впервые на концертных подмостках оказались их исполнители – простые крестьяне.

Пятницкий собирал народные песни в поездках по деревням. Там же находил и певцов. На старинном валиковом фонографе он записал около 400 разных припевок. Его коллекция народных костюмов и инструментов поистине уникальна. Концерты крестьянского хора, которые устраивал Пятницкий, давали возможность слышать подлинные образцы исполнения, с его настоящими голосами. Это было новым и интересным для публики.

Митрофан Ефимович много раз подтверждал, что концерты проводились без репетиций. В этом была вся прелесть – певцы исполняли песни как «на завалинке». Пятницкий очень ценил эту первозданность. У народных песен «как на завалинке» появлялось все больше поклонников. Пением хора восхищались Ф. Шаляпин и С. Рахманинов.

Сами артисты называли себя «певческой артелью». Они просто приезжали из своих деревень, пели, получали гонорар и уезжали домой. При этом у хора были конкуренты-профессионалы, но они пели в основном в ресторанах. Пятницкий же такие выступления считал неприемлемыми и от работы в ресторанах всегда отказывался.

М. Е. Пятницкий

Имя своего основателя хор получил в 1927 году, после смерти Митрофана Ефимовича. В 1931 году руководить хором стал Владимир Григорьевич Захаров и в репертуаре хора впервые появились песни советских композиторов. В них отражалась жизнь страны – коллективизация, индустриализация. В 1936 году хору присвоен статус Государственного.

Услышав выступление хора, Сталин пришел в восторг. Хор стал любимцем партийной верхушки и с артистами стали проводить занятия по сольфеджио и музыкальной грамоте. Танцевальную группу возглавила балетмейстер и талантливый постановщик Татьяна Алексеевна Устинова и танцоры стали следовать правилам французского классического балета. Профессионализм артистов повысился, но была утеряна самобытность и к концу 30-х годов хор приобрел новый облик, который стал эталоном для других народных хоров.

С 1962 года хор возглавил Валентин Сергеевич Левашов, известный композитор. Левашов сам написал много песен для коллектива и привлекал к сотрудничеству других известных композиторов – А. Пахмутову, Э. Колмановского, С. Туликова. Репертуар хора пополнился новыми вокально-хореографическими композициями и частушками. С 1968 года хор носит звание «Академический».

С 1989 года хором руководит Александра Андреевна Пермякова – талантливая артистка, много лет проработавшая в коллективе. В сложные 90-е она сумела сохранить хор и вернуться к исконным принципам народной музыки.

Хор бережно хранит традиции. В репертуаре по-прежнему фольклорные песни. Припевки исполняются исключительно на диалекте соответствующей губернии. Сегодня в коллективе работают около 90 артистов из 30 различных российских регионов. И у них одна задача – раскрыть всю красоту народного искусства России.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *