Великий голос госпела

Глубокий интерес к музыке госпел у меня возник лет 10 назад. Гуляя по просторам Интернета, я тогда впервые наткнулся на записи Махалии Джексон. Сначала не очень впечатлило – голос казался резким. Но интерес был сильнее, и я пошел на ю-туб, смотреть.

Записи конечно старые, но вполне приличного качества. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что пение Махалии – целое действо!

Да, ее не зря называли «Королевой госпела». Именно Махалия Джексон впервые вынесла «черный» госпел из церквей Чикаго к слушателям. Ее искусство вроде бы жанрово ограничено, но никогда не воспринималось, да и не было, только религиозным. В песнях звучали социальные проблемы, и это делало Махалию борцом за равноправие.

Артистка никогда не исполняла светскую музыку. Будучи одной из самых великих джазовых певиц, она никогда не пела джаз. И блюз не пела. Махалия Джексон прославилась именно как величайшая исполнительница госпела. Но при этом в стиле певицы соединялись все черты, присущие джазу.

Выросшая в патриархальной семье, Махалия с детства пела в церковном хоре. А дома она драила пол под записи Бесси Смит. Эта певица оказала самое сильное влияние на Махалию. Происхождение госпела и блюза довольно близко.

В 1927 году в Чикаго появился хор «Братья Джонсон». Возможно, это был первый профессиональный коллектив, исполняющий госпел и Махалия стала в нем ведущей солисткой. Потом хор распался, а Джексон начала сольную карьеру. Только однажды в 1932 году она взяла свой первый и единственный урок пения.

Почти полтора десятилетия Джексон работала вместе с Томасом А. Дорсеем. Этого талантливого мастера называют «Отцом музыки госпел». Махалия исполняла духовные гимны, написанные Дорсеем. Именно тогда она дала себе клятву исполнять только музыку госпел – и делала это от всей души. Махалия радовалась, что ее голос совсем не нуждался в микрофоне. Можно было просто открыть окно – и звук разливался по улице.

География выступлений Махалии Джексон стремительно росла – она давала концерты в разных городах и становилась известной в церквях всей страны. Но певица не ограничивала себя только музыкой – она выучилась на косметолога и в 1939 году открыла салон, а потом – магазин цветов.

В конце 40-х имя Махалии Джексон знала вся Америка. Ее пластинки расходились миллионными тиражами. От предложений и контрактов отбоя не было. Махалию приглашают в телевизионные шоу. Певица спела дуэтом с Диной Шор, первой исполнительницей «Blue Canary». А в 1950 году она впервые поет в «Карнеги-холле».

А спустя пару лет Джексон приехала в Европу. К тому моменту ее имя уже было известно и триумфальные концерты не стали неожиданностью.

Находясь на вершине успеха, Махалия ни разу не поступилась своими принципами и индивидуальностью в угоду коммерческим целям. Она ни разу не выступила в престижных клубах, не позировала перед камерами. Певица была верна однажды выбранному пути – пела только госпел и спиричуэлс. И делала это лучше всех.

Правда один раз, поддавшись уговору фирмы грамзаписи, Махалия все же записала несколько композиций из мюзикла «Скрипач на крыше».

Как-то фирма решила выпустить диск гимнов в сопровождении симфонического оркестра. Махалия очень волновалась, но запись прошла отлично, а музыканты каждый раз стучали смычками, выражая восхищение певице. Пластинки Джексон каждый раз становились бестеллерами.

Махалию Джексон слушали президенты и японские императоры. Певица воспитала необычайно одаренную Арету Франклин и открыла миру потрясающих Деллу Риз и Рути Фостер. Величайшая исполнительница Евангелия получила «Грэмми» за жизненные достижения и была введена в Зал славы Евангельской музыкальной ассоциации.

Президент Никсон сказал о Махалии: «Это была благородная женщина и блистательный посол доброй воли в мире.  Вся ее жизнь одно сплошное госпел-послание свободы».

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *