
Без песен Станислава Пожлакова невозможно представить себе эстраду 60-х – 70-х. Композитора нет с нами уже много лет, а песни живут по сей день. Произведения Пожлакова исполняли самые популярные артисты того времени – Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус и многие другие. Композитор и сам исполнял свои песни. Больших вокальных данных у Пожлакова не было, но пел он так честно, что слушатели верили каждому слову.
Много песен о Ленинграде. Уроженец подмосковных Мытищ, Пожлаков прожил в Ленинграде всю жизнь. И впитывал энергию этого удивительного города.
В Ленинград семья композитора переехала незадолго до войны. Пожлаков пережил блокаду. Из четырех своих братьев и сестер он единственный, кто выжил. Он жил и за себя, и за них. В школе №107, где учился Станислав, его одноклассником был будущий ученый и путешественник Юрий Сенкевич. Они были друзьями всю жизнь. Именно в доме Сенкевичей Станислав в первый раз увидел фортепьяно. На нем он и научился играть.
Музыкальные способности проявились рано. Пожлакову было 17 лет, когда он руководил джазовым оркестром. Этот джаз-бенд был чуть ли не первым в Ленинграде. Пожлаков был очень одаренным музыкантом – играл на аккордеоне, саксофоне, фортепьяно. Он еще не писал музыку, выступал как исполнитель, но уже занимался аранжировками.
Наверное, это был природный талант. Начав писать музыку, Пожлаков стал членом союза композиторов в 34 года. В этом было что-то феноменальное, ибо у Станислава Ивановича не было высшего музыкального образования. Только музыкальная школа. Получить дорогу к свободному творчеству от чиновников, да еще без высшего образования – это был исключительный случай.
Его песни пронизаны каким-то домашним теплом. Просто вслушайтесь. Они очень мелодичны, их легко запомнить. С каким удовольствием в молодые годы мы распевали «Ребята с 70-й широты». Станислав Пожлаков написал музыку к двум десяткам фильмов, к спектаклям Ленинградского мюзик-холла, отметился в жанре оперетты.
Каждая песня Пожлакова становилась хитом — «Носики-курносики», «Человек из дома вышел», «Колыбельная четырех дождей», «Песня о добром человеке». До сих пор мамы поют своим детям «Топ-топ топает малыш» — эту песню композитор посвятил своей дочери.
Станислав Иванович был настоящим самородком, его даже называли «музыкальным Есениным». Песни выливались на благодарного слушателя как из рога изобилия.
Но к концу 80-х этот блеск закончился. Страна стала «перестраиваться», Пожлакова перестали приглашать. Композитор замкнулся, стал выпивать, но не перестал писать музыку.
Станислав Иванович «перестроиться» не смог, так и остался советским человеком. Он исчез из публичной жизни. Казалось бы, обласканный вниманием поклонников, должен был жить «в лучах славы», но композитора забыли. Он жил замкнуто, не общался даже с исполнителями своих песен.
В последние годы Пожлаков тяжело болел. Группа деятелей искусства обратилась к руководству Санкт-Петербурга с просьбой оказать композитору помощь. Отказали без объяснения причин.
25 сентября 2003 года не стало его лучшего друга Юрия Сенкевича. А на следующий день умер Станислав Пожлаков. Его похоронили на кладбище Сестрорецка, на могиле нет памятника, только табличка.
Но на наше счастье остались песни. В них живет память о замечательном композиторе. Как пел сам Станислав Пожлаков – «Память должна быть честной. Память должна быть доброй».
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Какие песни родные, я их знаю, с удовольствием слушаю вед они действительно написаны " музыкальным есенином".
Спасибо за очень интересную статью мой дорогой олежек 👍